Эссе нашего ученика было опубликовано в журнале

Ученик 8 класса под руководством учителя чувашского языка и литературы Павловой И.Н. написал эссе, посвященное теме любви к малой Родине, духовности и преемственности поколений, бережному отношению к памятникам истории.

СТАТЬЯ

Моя малая Родина

Я живу в Чебоксарах, родился 6 декабря 2002  года, ходил в детский сад, после в школу. Сейчас я ученик 8 В класса МБОУ «СОШ № 17».

На выходные, как всегда, я приезжаю к бабушке с дедушкой. В первый раз, когда мы поехали с моими родителями к ним, в 3-и Вурманкасы Цивильского района, конечная остановка рейсового автобуса № 176 до села Первое Степаново Цивильского района оказалась недалеко от остановки.  С первых мгновений, едва успев выйти, моё внимание привлекло  находящаяся недалеко от остановки церковь. Красота и компактность этой церкви просто притягивает взгляды всех, кто видит её в первый раз. Я замер, поражённый увиденным.… Это  была церковь с величавыми, блестящими позолотой маковками куполов и  изящными, буквально летящими в небе лёгкими росчерками крестов, ярко и празднично блестящими в лучах солнца. 

На мою просьбу к родителям: «Давайте зайдем в церковь», –  родители согласились зайти в церковь. Во дворе церкви наше внимание привлекли, просто заворожили красивые цветы, синие-синие, как осколки  летнего неба. Похожие на маленькие озера, они жались друг к другу. Эти цветы чем-то походили на колокольчики. Их головки смотрели вверх. А до этого в городе я замечал, что обычно у этих цветов они были слегка наклонены к земле. Эти цветы служили прекрасным обрамлением внутреннего дворика церкви.

Внутри самой церкви было очень красиво, прохладно. Везде стояли иконы, горели свечи. Стояла тишина, лишь было слышно потрескивание горящих свечей  и шорох шагов людей. Люди долго стояли перед иконами, затем низко кланялись несколько раз, что-то шепча еле слышно, размашисто крестились и ставили перед иконостасом выбранного святого свечи.

Постояв  перед иконами и поставив свечку, как меня научили родители, я  перекрестился и пожелал нам с родителями здоровья и благополучия. Когда я вышел на крыльцо церкви, то поймал себя на мысли, что  у меня  где-то внутри, наверно, это душа, стало как-то тепло и радостно. Мне почему-то подумалось, что в эту церковь, в эти «намоленные» стены приходили, когда были маленькими, и мои родители, и их родители, когда были маленькими. А может быть, даже и наши прадеды.

Раньше я как-то не задумывался о значении этого словосочетания. После посещения этой церкви я, наконец-то, по-настоящему стал понимать подлинный смысл такого словосочетания, как «малая Родина», «Гордитесь своей малой Родиной». Вот же она, моя Родина!

Потом уже, приехав в Чебоксары, я решил найти информацию об этой церкви: когда она была построена, кто её построил, какие иконы в ней были первыми. Мне стала интересна сама история края. И вот тогда-то я по-настоящему понял величие и торжественность такого вроде бы простого словосочетания – «малая Родина».

Ведь это место, где существует неразрывная связь, связь с нашими предками. Именно по этой земле они ходили, вот по этим местам. Молились в  церквях, может быть, так же, как и мы с родителями, ставили свечи за здоровье  всех родных и близких, за мирную жизнь. Здесь они радовались и горевали. И всё это  вместе со мной, моими родными и близкими, лесом, маленькой речкой, просторными полями, домами – малая Родина. То место, ради которого и на защиту которого мой прадед ушёл на войну, на защиту Родины.

На этой земле трудились мои предки, выращивали хлеб, растили скот, строили дома. В этой земле они нашли свое последнее пристанище.

Заинтересовавшись нашей церковью, я стал собирать  информацию о ней. Расспрашивал родных и близких, искал  материалы о ней  в библиотеках.

Из материалов, которые мне удалось собрать, я узнал, что соборным храмом, или собором, обычно назывались кафедральные церкви в епархиальных городах или главные городские храмы вообще, а также храмы некоторых селений и больших монастырей.

В Чувашии к соборам относились храмы: в Чебоксарах  – Введенский и Никольский (Владимирский); в Алатыре – Рождественский; в Мариинском Посаде – Троицкий; в Цивильске – Троицкий; в Ядрине – храм Преображения Гоподня. В монастырях: храмы Троицкие (мужские) – в городах Чебоксары и Алатырь и в Цивильске (женский) – Тихвинской Божией Матери.

К приходским церквам относились те, которые в городах, селах и деревнях принадлежали населению, входящему в данный церковный округ, имеющему средства для содержания церквей и причта. Основная масса церквей относилась к этому виду православных построек. В 1826 году были приняты правила открытия прихода и строительства церквей в городах, селах и деревнях, «по которым строительство  храмов должно было быть обоснованным с подробным изложением цели».

Но самое интересное, как оказалось, в далёком 1898 году крестьяне села Первое Степаново Цивильского уезда от имени 410 душ населения составили мирской приговор о разрешении постройки храма в их селе в честь Гурия Казанского Чудотворца, где сообщали, что они принадлежат к приходу Чурачики, расположенному в 8 верстах, что затрудняет жителей деревни Первое Степаново слушать слово Божие, особенно весной и осенью, когда очень трудно попасть в село. Они изъявили желание своим трудом заготовить потребный материал и содержать на свои средства церковный причт, собирая ежегодно по 1 руб. с души в течение десяти лет на строительство церкви.

Крестьяне деревни Семенчино Чебоксарского уезда свой мирской приговор о постройке церкви в 1916 г. мотивировали тем, что их деревня находится в нескольких саженях от большой татарской деревни Янгильдино, в ней действуют три мечети и мусульмане их сманивают в свою веру, а чтобы слабых и колеблющихся среди чувашей не было, они решили построить храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В конце XIX и начале XX вв. чувашское население проживало в 15 губерниях, 4 областях, в 55 уездах в количестве 998698 человек. Из них к православной вере относилось 981338 человек, в язычестве оставалось 14734, ислам исповедовало 2334, в старообрядчестве было 100 человек и к различным сектам примыкало более 200 человек. Чувашии проживали в 2129 селах: из них исключительно с чувашским населением – 1632 селения. Поэтому приходские церкви строились за чертой  чувашских уездов. Еще в 1837 г. под грифом секретно был подан рапорт на имя вице – президента Департамента Уделов Л. А. Покровского от управляющего Симбирской Конторы Уделов Глинки А. по поводу строительства девяти церквей и чувашских деревнях Симбирского и Буинского уездов. Основным мотивом послужило сохранение среди удельных крестьян – чувашей веры древнего идолопоклонства. Было принято решение о строительстве приходских церквей в селениях Сойгино, Трехбалтаево, Нижние Тимерсяны, Старые Алгаши, Нижние Челкасы, Тайбоси, Новые Айбеси, Верхние Темерсяны, Верхние Тойси с припиской к ним близлежащих селений.

Мной в Цивильской типографии был найден материал о сподвижнике И. Я. Яковлева Данииле Филимоновиче Филимонове, одном из деятелей прошлого, который ставил интересы народа, его благополучие выше собственных. Это был педагог, общественный деятель, писатель и переводчик, служитель культа. Его деятельности была посвящена эта статья.

Батюшка Данила был родом из с. Большое Тугаево Цивильского района. В 1924 году Даниил Филимонов по указу обновленческого Синода был рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Чувашской епархии. Он был первым архиереем из чуваш, служивших на такой важной и высокой должности.

Именно синодальная (соборная) форма церковного управления позволили церкви адаптировать к новым условиям общественной жизни и сохранить немало православных храмов. Среди них была и церковь, находящаяся в деревне Первое Степаново Цивильского района.

Последние годы  Д. Ф. Филимонов жил в с. Первое Степаново, где состоял настоятелем местной церкви. 

 

Список использованной литературы

1.     Филимонов Н. Добрый батюшка / Н. Филимонов // Цивильский вестник. – 2012. – С. 4.

2.     Браславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии: справочное издание /  Л. Ю. Браславский . – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 350 С..

3.     Браславский Л. Ю. Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии : книга-альбом / Л. Ю. Браславский. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2010. – 271 с. : цв. ил.

4.     Святая обитель на Владимирской горке. Спасо-Преображенский православный женский монастырь. – Чебоксары : СВ-Пресс, 2010. – 20 с. : ил.

5.     Мордвинова А. И. Введенский собор города Чебоксары : научно-популярная литература / Антонина Мордвинова ; рец.: А. В. Рындина, Н. И. Муратов. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 128 с. : ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список представленных материалов

       Филимонов Н. Добрый батюшка / Н. Филимонов // Цивильский вестник. – 2012. – С. 4. (в формате PDF ).

       Текст творческой работы «Моя малая Родина» (в формате PDF).

       Фотография  церкви в с. Первое Степаново (в формате PDF).